Уважаемые коллеги!Вологодская областная юношеская библиотека благодарит всех коллег, приславших материалы на конференцию.

вторник, 11 декабря 2012 г.

Профориентационный месячник, как модель профориентационной работы с учащимися 9-11 классов в Центре профессиональной ориентации и психологической поддержки молодёжи Центральной городской библиотеки в г. Нягани.



Ф.И.О. Нестерова Елена Николаевна
Учреждение: Муниципальное автономное учреждение культуры муниципального образования город Нягань «Библиотечно-информационная система».
Должность: заведующая Центром профессиональной ориентации и психологической поддержки молодёжи Центральной городской библиотеки.
E-mail: almamater333@yandex.ru



 
Молодежь - группа населения, чья потребность в профессиональном ориентировании и адаптации к реальному рынку труда объективно высока. Это обусловлено функцией, которая должна быть выполнена человеком в фазе молодости – функцией ролевых проб и отбора социальной профессиональной и личностной роли, которую он сможет в будущем сыграть максимально продуктивно. Очевидно, что в своем возрасте молодой человек, выбирая возможные направления профессиональной карьеры, опирается не на свой собственный, а чужой опыт, то есть сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых и т.д., не в полном объёме оценивая свои собственные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи, свои способности и склонности. 


В отечественной науке и практике принято выделять несколько подходов в системе профориентации, каждый из которых характеризуется определенным методическим и организационным оснащением.
1. «Оценочно-селективный»: (А.К. Гастева, В.В. Небылицина и К.М. Гуревича), основан на практике профотбора. Профориентация рассматривается как процесс поиска соответствия между психофизиологическими качествами индивида и требованиями профессии или рабочего места.
2. «Педагогический»: ключевая задача которого, предоставление молодому человеку информации о профессиях, состоянии рынка труда, требованиях предъявляемых к человеку, возможностях профессионального обучения, роста и т.д.
3. «Индивидуально-психологический»: отражает понимание того, что человек представляет собой живую, открытую, многоуровневую, самоорганизующуюся систему. Рассматривается актуальное положение человека в контексте интеллектуальных, личностных, эмоциональных и поведенческих ресурсов.
В рамках настоящего доклада мы планируем познакомить вас с моделью профориентационной работы, которая была апробирована непосредственно в профцентре Няганской библиотечно-информационной системы - Профориентационные месячники.
Данная модель была разработана    и реализована в марте 2011 года в рамках Соглашения «О взаимном сотрудничестве в сфере профориентационной работы с воспитанниками и учащимися образовательных учреждений города Нягани» МАУК МО г.Нягань «Библиотечно-информационная система», Комитета образования и науки Администрации г.Нягани, МАУ МО г.Нягань «Городской комитет молодежи» (03.12.2010).
В первую очередь необходимо сформулировать цель профориентационных месячников  - это удовлетворение запросов личности в профессиональном самоопределении и подготовка кадров в соответствии с запросами рынка труда. В целом, месячник представляет собой целый спектр скоординированных последовательных действий профконсультантов, работодателей и учебных заведений в отношении профессиональной ориентации молодежи (Рис. 1).
Рис.1. 


В соответствии с выделенной целью важным моментом в подготовке к профориентационному месячнику является выявление предприятий, учреждений и организаций, профессиональных сфер, которые  на сегодняшний день востребованы и необходимы на  рынке труда города Нягани.
Здесь важно, чтобы участие работодателя в процессе профориентации носило конструктивный характер. Ему необходимо было сформировать свой заказ на рабочие кадры, предоставить свою базу как базу практики и установить тесные связи с молодежью. Ведь в интересах работодателя в необходимый момент найти на рынке труда нужное количество квалифицированных опытных специалистов.
Примером может служить проведение профориентационных экскурсий на предприятия нефтегазовой отрасли. Ведущие нефтяные компании города Нягани определили востребованные профессии, предоставили профессиограммы, и для ознакомления старшеклассников с ними были организованны профориентационные экскурсии в конкретную компанию.
Знакомство с работой предприятия проходила параллельно с практикой, и общением с молодыми специалистами «нефтяниками». Это способствовало более доверительной и непринужденной форме общения и помогло узнать не только о работе специалистов, но и о внерабочей деятельности, учебных заведениях России, обучающих по этим специальностям, о предметах на которые стоит обратить внимание, чтобы работать в «нефтянке», о возможностях карьерного роста на предприятии и т.д.
Следующим этапом работы в рамках профориентационного месячника является выявление соответствия личностных, психологических качеств старшеклассника выбранной им профессии. То есть проведение индивидуальных психологических профориентационных консультаций с применением диагностических методик, которые включают в себя:
- беседы-интервью закрытого типа;
- опросники профессиональной мотивации;
- опросники профессиональных способностей;
- «личностные» опросники;
- проективные личностные тесты и т.д.
Таким образом, завершением экскурсии на предприятие нефтегазовой отрасли стала запись на индивидуальные профориентационные консультации в Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи, которые проходили индивидуально по отдельному графику. Результаты тестирования помогают молодежи развеять сомнения по поводу выбранной профессии при соответствии психофизиологических качеств индивида и требованиями профессии. И еще раз задуматься при противоположенном исходе тестирования. Ведь известно, что правильный выбор профессий влияет как на производительность, качество труда, так и на удовлетворенность человека жизнью.
Также на этом этапе проходит знакомство молодежи с учреждениями профессионального образования, здесь использовался творческий подход, например, проведение встречи старшеклассников со Студенческим советом профильного университета. Студенты креативно подходят к таким встречам - снимают ролики, читают стихи, рассказывают не только об учебе, но и о внеучебной деятельности, о привилегиях обучения именно в их учебном заведении.
Заключительным этапом месячника являлись мероприятия по проведению тренинговых (активных), обобщающих методов, которые включают в себя:
         - психологические тренинги (развитие коммуникативных навыков, профессиональное самоопределение, командообразование и т.д.);
         - публичные выступления;
         - профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) и т.д.
К примеру, учащиеся старших классов города Нягани принявшие решения поступать в нефтегазовые ВУЗы после прохождения предыдущих этапов месячника принимали участие в деловой игре и побыли специалистами в нефтяной сфере в теории. В результате участники игры без труда описали профессии оператора технологических установок, оператора добычи нефти, с легкостью отвечали на вопросы о способах добычи нефти, и о Красноленинском своде месторождений. Таким образом, тренинговые методы молодежи помогают профессионально активизироваться, а специалистам профконсультантам помогают выявить будущих специалистов этой области.
В идеале в ходе профориентационного месячника старшеклассник должен проходить все три этапа, которые тесно взаимосвязаны друг с другом (Рис.2). Но это не всегда возможно в силу определенных причин.
 Таким образом, чем меньше этапов он пройдет, тем выше вероятность совершения ошибки при выборе профессии.
Рис. 2.
Структура профориентационного месячника


Кроме того, в рамках месячника имеет положительный эффект проводимые творческие конкурсы. В результате работы в профориентационном месячнике информационная составляющая имеет большой объём, прибавив к этому креатив, идеи молодежи в итоге получаются интересные проекты.
Приведём пример, так в рамках Няганского профориентационного месячника в нефтяной отрасли, проводился городской смотр видеороликов и презентаций «Эстафета рабочих профессий в нефтегазовой отрасли», по результатам, которого были выявлены и награждены лучшие работы. А также выпущен диск, включающий в себя все представленные на конкурс работы. Теперь получившейся диск используется педагогами для знакомства будущих абитуриентов с профессиями нефтяной отрасли.
Тем самым, такая фора работы в библиотеке, непосредственно в центре профессиональной ориентации, как профориентационные месячники решают следующие задачи:
- профессиональная ориентация старшеклассников;
- продвижение в молодежной среде образов профессий, востребованных на рынке труда;
- решение проблемы дефицита квалифицированных опытных специалистов;
- развитие коммуникативных умений подростков;
- помощь молодежи в принятии самостоятельного, правильного решения о будущей профессии.
Внедрение профориентационных месячников в профориентационную работу библиотеки с молодежью уже сегодня даёт ощутимые результаты.
После проведения первого профориентационного месячника «ПрофYESиЯ: ориентиры молодым в нефтегазовой отрасли», в последующем были проведены две городских профориентационных декады: «ПрофYESиЯ: ориентация молодёжи в медицине.
В заключение, необходимо подчеркнуть что только в единстве работы профцентра в библиотеке и всех заинтересованных  субъектов процесса профессиональной ориентации возможно повысить общий уровень конкурентоспособности молодежи и помочь в её профессиональном самоопределении.



Приложения:
1.     «ПрофYESиЯ: ориентиры молодым в нефтегазовой отрасли» - слайд-программа

2.     «ПрофYESиЯ: ориентация молодёжи в медицине – слайд -презентация

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий