Уважаемые коллеги!Вологодская областная юношеская библиотека благодарит всех коллег, приславших материалы на конференцию.

понедельник, 3 декабря 2012 г.

Программа элективного курса «Основы информационной культуры» для учащихся 9-х классов.

БОУ «Вохтожская средняя общеобразовательная школа № 2»

Автор-разработчик:
Чечнева Ирина Александровна, заведующая библиотекой.


Цели и задачи курса
Основная цель курса: формирование информационной культуры учащихся, повышающей адаптацию и самореализацию личности, способствующей профессиональной ориентации.
Основные задачи курса:
- формирование осознанной необходимости профессиональной ориентации, саморазвития учащегося;
- развитие самостоятельно и критически мыслящего ученика, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы;
- развитие у школьников познавательного интереса к пополнению знаний путем самостоятельной работы с информационными источниками;
- совершенствование умений и навыков работы с информацией;
- овладение правилами оформления учебных и научных работ в соответствии с ГОСТами, определяющими библиографическое описание документа;
- овладение автоматизированной информационно-библиотечной системой
 (АИБС) «MARK-SQL», обеспечивающей комплексную автоматизацию всех библиотечных процессов, на уровне пользователя.
Курс является социально ориентированным, содержит 4 темы, связанные единой идеей; предназначен для учащихся 9-х классов; рассчитан на 17 часов.
Специфика содержания определяет ведущие формы проведения занятий:
- уроки-лекции;
- уроки- практикумы;
- творческие, практические работы.
Значительное внимание уделяется самостоятельному выполнению отдельных заданий, связанных с обработкой литературных источников, формирование навыков добычи и переработки информации.
Содержание курса
1. Вводно-ознакомительные занятия.
Информация. Ее роль в развитии общества. Виды документов. Информация, информационные ресурсы, документ, документальный поток, сжатие информации, старение информации. Проблема информационной культуры. Библиотека, медиатека, информационно-библиотечный центр.
Практическая работа № 1: Задания по поиску информации, с использованием информационно-образовательной среды библиотеки.
2. Книжная культура.
Внешняя и внутренняя структура книги.. Виды текста в книге. Работа с прикнижными указателями. Структура библиографической записи. Библиографическое описание докумснта.
Практическая работа № 2: задания по структуре книги и видам текста.
3. Система автоматизации библиотек АИБС «MARK-SQL»
Основные характеристики, архитектура системы. Автоматизированное рабочее место (АРМ) «Каталогизация». Режим «Документ». Работа с документом, создание документа, шаблоны документов
Практическая работа № 3: Создание, отметка, сохранение документа.. Работа со словарями. Создание и построение словарей.
Практическая работа № 4\ Создание словарей для медиатеки. Редактирование документа. Стандартные выходные формы.
Практическая работа № 5: Экранные формы: библиографическое описание.
Режим «Сервис». Импорт из MARK формата. Экспорт в MARK  формат.
Практическая работа № 6: Выгрузка подмножества документов в текстовый редактор.
Практическая работа № 7:   Настройка списка баз данных.
Практическая работа № 8: Определение шаблонов для создания новых документов.
АРМ «Поиск». Отбор списка книг для заказа. Заказ литературы. Заказ книги читателем. Простой, расширенный, фиксированный поиск.
Практическая работа № 9: Поиск документов в системе: по заглавию, по автору, по ключевому слову, по издательству, по году издания.
АРМ «Комплектование». Отметка о поступлении литературы. Ведение списка источников поступления. Составление отчетов.

4. Профессия «библиотекарь».
Функциональные обязанности библиотекаря. Взаимоотношения, связи по должности. Требования к индивидуальным особенностям специалиста.
5. 3аключительное занятие.
Практическая работа № 10: Представление редактированного электронного систематического каталога: базы данных «учебники»,«книги»,«статьи», «периодические издания»,«медиа».
Ожидаемые результаты обучения
иметь представление:
- о способах передачи и переработки информации;
- о традиционных и нетрадиционных носителях информации;
об основных характеристиках АИБС «MARK-SQL»;
- знать:
- правила библиографического описания документа в соответствии с ГОСТами;
   - структуру автоматизированной информационно-библиотечной системой (АИБС)  «MARK-SQL»;
- правила техники безопасности при работе с компьютером: уметь:
- осуществлять информационный поиск в библиотеке;
- составлять библиографическое описание книги, статьи, электронного ресурса;
-работать в системе АИБС «MARK-SQL» в режиме «Документ», «Сервис», «Заказ».



Тематический план

Вводно-ознакомительные занятия 
1. Информация. Её роль в развитии общества 
2 Современная библиотека -
библиотечно-информационный
центр                                  
Книжная культура                                   
3 Внешняя и внутренняя структура книги. 
4 Библиографическое описание документа                         
Система автоматизации библиотек АИБС «MARK-SQL»
                                                                 
5 Основные характеристики, архитектура системы                                      
6 Автоматизированное рабочее место (АРМ) «Каталогизация»                           
7 Режим «Документ».
Работа с документом, создание
документа, шаблоны документов
8 Работа со словарями.
Создание и построение словарей.
9 Редактирование документа. Стандартные выходные формы.
10 Режим «Сервис». Импорт из МАRК формата. Экспорт в МАRК формат.
11 Настройка списка баз данных
12 Определение шаблонов для создания новых документов
13 АРМ «Поиск». Отбор списка книг для заказа. Заказ литературы. Заказ книги читателем            
14 Поиск документов в системе
15 АРМ «Комплектование». Составление отчетов 
Профессия «библиотекарь»                                  
16 Профессия,библиотекаря в современном информационно-библиотечном центре 
Заключительное занятие            
17 Представление редактированного электронного систематического каталога
                                                                

Вводно - ознакомительный курс «Основы информационной культуры»
Сфера Человек - знаковая система
Задачи. Образовательные:
- познакомить учащихся со знаковыми системами, какое место они занимают в жизни
людей, общества; с профессиями, связанными со знаковыми системами.
Развивающие: I
- развивать творческие, исследовательско-поисковые сферы деятельности учащихся;
- учить работать с различными источниками информации;
- учить анализировать и обрабатывать информацию;
- осваивать в малых группах технологию сотрудничества. Воспитательные:
- убедить учащихся в необходимости осознанного, самостоятельного выбора профессии;
- совершенствовать навыки совместной деятельности;
- развивать усидчивость, внимательность при работе с информационными источниками;
- воспитывать аккуратность, эстетику оформления документов.

Ход занятия.
1. Организация учебной деятельности учащихся.
Знакомство с целями, задачами, планом занятий.
2. 0бъяснение нового материала.
Учитель рассказывает об огромных возможностях выбора профессии, о необходимости сделать осознанный выбор.
В разговоре о профессиях группы «Человек - знаковая система», кратко рассматривается, что представляют собой знаки, знаковые системы, какое место они занимают в жизни человека, общества.
Обсуждаются вопросы: Какие процессы регулируют деятельность человека и его поведение? (психические). Главная форма психического отражения? (образная). В чем различие образа и знака? Делаются выводы: Именно при помощи знаковой системы человек управляет своим поведением, совместной с другими людьми деятельностью. В знаковой форме фиксируются накапливаемые знания, при ее помощи человек овладевает -  общественным опытом, человеческой культурой. Знаки, знаковые системы являются средством информации, которой обмениваются люди в процессе своей жизнедеятельности.
Мы сегодня будем говорить о профессиях, где информация, выраженная в знаковых системах, является основным объектом и результатом труда. В чем же ценность их труда, в чем полезность этих профессий для общества? (обсуждение, примеры). Специалисты, работающие со знаковыми системами, находятся на всех направлениях научно-технического прогресса и у их истоков: они готовят и хранят информацию, анализируют ее и доводят до потребителя, создают технические основы для усовершенствования машин, механизмов, технологических процессов, организации производства. Условно разделяют знаки и знаковые системы на языковые, абстрактно-математические и графические.
Если вас заинтересует та или иная профессия, постарайся узнать не только о том, что человек делает, но и то, как оно это делает. Самый лучший путь для этого - практическая работа на самом рабочем месте.
Познакомимся с особенностями работы библиографа, которому приходится принимать новую информацию, обрабатывать ее, систематизировать, рекламировать, пропагандировать. Отметим требования к квалифицированному библиографу, его личностным качествам.



3. Практическое занятие.
Работа в группах:
1 группа
- регистрация новой поступившей литературы. ( заполнение карточек для картотеки, по
требованиям нового ГОСТа библиографического описания)
2 группа
- пополнение электронного каталога, работа в программе АИБС «MARK-SQL» на
компьютере.
3 группа
- составление списка книг на списание, работа с инвентарными книгами.
4 группа
- выбор и оформление книжной выставки по календарю знаменательных дат.
4. Рефлексия.
Заполняют таблицу: «хочу, могу, надо».
5. Подведение итогов.
Представление выполненной работы каждой группой. Самооценка.
Обсуждение достоинств, недостатков в работе, трудностей, полезность выполненной
работы, проявление своих способностей.


Список литературы


1. Автоматизированная информационно-библиотечная система «MARK-SQL».  Версия для школьных библиотек.- М.: «Информ-система», 2004.
2. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. - М: Просвещение, 1983. -
3. Мир профессий: Человек - знаковая система. / Сост. С.Н.Левиена. - М.: Мол.гвардия,      1988.
4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Сост. Е.С. Полат, М.Ю.Моисеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
5. Серебренников Л.Н. Технологическая подготовка школьников. - Ярославль: ЯГПУ, 2004.
6. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса. - М.: Народное образование, 2000.

Комментариев нет:

Отправить комментарий